Что делать, если у вас нет «трубы» (пожизненной ренты)? Частный пример

«Цель любой медитации – сама медитация, а потому не бывает «плохих» медитаций».
Джек И Чан, мастер дзен.

Складывающиеся тенденции в экономике России, мира в целом, политическая нестабильность не могут не влиять на деятельность банка. Понимая это, банку необходимо становиться еще более адаптивным, подвижным с точки зрения рынка, искать и реализовывать появляющиеся в избытке новые возможности. Даже на относительно устойчивом рынке прошлых лет в позиции ключевых игроков всегда были «зазоры», как между шарами в бильярдной укладке.

Прежде всего, эти зазоры – возможности, которые не видят или не хотят использовать «киты» из-за своей неповоротливости и близорукости, экономической неэффективности работы в таких нишах, - доступны для использования более мобильным банкам. Для небольшого, компактного банка с сильной технологической платформой это всегда был шанс. Сейчас, когда для всех, в том числе и для крупных банков, настали сложные времена: увеличивающаяся неопределенность, а также, лихорадка не только рынка, но и правил игры на нем, - адаптивность дает дополнительные возможности технологичным, быстрым, предприимчивым, недогматичным.

При этом идеи, заложенные в прошлой редакции Стратегии, актуальны как никогда:
• Быть честными и открытыми для клиентов
• Быть рядом, но не надоедать
• Быть свободными от догм
• Уметь быстро и с нужным качеством решать нестандартные вопросы
• Не втискивать клиента в сложившиеся схемы обслуживания

В общих принципах, изложенных в стратегии развития 2016-2018: адаптивной стратегии «бильярдного» стола, - можно выделить два постулата:
• Рынок очень изменчив и волатилен
• В каждый момент времени на нем есть сегменты, высокодоходные для нас и дефектные для других, которые не устраивают большинство игроков по размерам, соотношению риск-доходности, понятности. А значит, уровень конкуренции там ниже, чем в целом по рынку, и именно там стоит искать устраивающую нас доходность.

В связи с этим необходимо развитие нескольких ключевых компетенций:
1. Поиск и анализ всего интересного и необычного, что есть, происходит, намечается на фронтире. Для этого важно, чтобы (как минимум) в процесс поиска этого были вовлечены максимальное количество людей.
2. Творческое комбинирование стандартных элементов является базовой идеей. Вероятность того, что на рынке будет обнаружено что-то прорывное, новое – невелика. А потому стоит искать возможности в правильной комбинации того, что уже есть на рынке. В конце концов, iPhone - это правильная комбинация убогих возможностей.
3. Инвестирование во множество мелких экспериментов (клиентских, продуктовых, технологических), основной технологической целью, которых является быстрота вывода в опытно-промышленную эксплуатацию (пилот).
4. Дешевизна. Надо проводить эксперимент как можно быстрее, за минимально возможные деньги. Плата за это – низкое качество и слабая управляемость по рискам. Для того, чтобы не получить существенных убытков от таких экспериментов, необходимо повысить качество управления проектом на стадии планирования и реализации (именно для этого нужны Проектный комитет и Офис управления проектами). Надо заранее планировать сценарии, параметры для контроля, лимиты операций и жестко отслеживать их динамику для того, чтобы вовремя остановить эксперимент или внести в него существенные коррективы.
5. Сбор и грамотный анализ данных о клиентах, продуктах, партнерах, каналах, которые у нас есть и которые мы можем получить в качестве инструмента поддержки принятия решений, раннего выявления последствий неверных решений, поиска рисков, возможностей, недоработок.
6. Комплексное управление показателем риск-доходность. Недостаточно текущей схемы оценивания риска сделки/клиента/финансового состояния и расчета резервов. Это фиксация давно свершившегося. Управлять тут нечем. Остается только лить слезы и доформировывать резервы. Такой подход аналогичен езде на велосипеде: пока крутишь педали - не падаешь; стоит остановиться - рухнешь на асфальт. Нужен прогноз, проективное управление ДО того, как убытки станут очевидны всем.
7. Отработка ошибок, выявленных в текущем бизнесе. Ошибки есть, были и будут. Основная задача – не выпускать их из-под контроля, ликвидировать их последствия. И делать это как можно быстрее. Текущий бизнес-план должен включать в себя ПРИЕМЛЕМУЮ оценку потерь от такого рода ошибок. И задача в том, чтобы придерживаться этого показателя. Не стоит его снижать. Им нужно управлять на заданных уровнях, минимизируя время по устранению ошибки. Не надо стараться «отбить» все потери. Надо стараться вернуть хоть что-то как можно быстрее в бизнес, в основной поток, который и должен генерировать доход. Главным доходом от ошибки должно быть знание. Надо выйти из этой сделки и ОБЯЗАТЕЛЬНО скорректировать продукт, процесс на будущее, чтобы подобного не допускать.

Неприятным следствием особенности неопределенности является то, что такие возможности могут появляться внезапно и внезапно закрываться. А значит, банк должен постоянно иметь в портфеле несколько работающих идей, несколько исследуемых гипотез и несколько закрываемых направлений бизнеса (перестающих генерировать ожидаемые показатели риск-доходности). Быть готовым запускать эксперименты, бросать неперспективные (фиксируя убытки), доводить до ожидаемых показателей, то, что показало жизнеспособность, и постоянно находиться в поиске новых возможностей.


Станислав Тульчинский tulchinsky@b2b-group.ru

mail@b2b-group.ru

Создание сайта —
студия BlackBox
Copyright © b2b-group При копировании информации, ссылка на источник обязательна. Полное либо частичное копирование информации с этого сайта на другие ресурсы разрешено только при наличии видимой ссылки на наш сайт.