К вопросу о глубине нефтепереработки

Представленная в этом кратком обзоре информация основана на экспертных заключениях и исследовании открытых источников, проведенном нашими сотрудниками. Основной задачей отчета является анализ решений, принимаемых российскими нефте-перерабатывающими компаниями в связи с неопределенностью и сложностью их рынка на примере нефтеперабатывающих активов АФК «Система». В связи с ограниченностью ресурсов, которые мы могли себе позволить инвестировать в создание данного отчета, он не претендует на развернутый исчерпывающий анализ.


Журнал «Нефть и Капитал» (№6 июнь 2010г.) опубликовал статью «На всех парах», в которой анализируется деятельность АФК «Система» по реорганизации башкирского ТЭК.

АФК «Система», год назад взявшая под контроль группу компаний башкирского ТЭК, в апреле представила стратегию развития своих нефтяных активов на период до 2013 года. Главная цель стратегии, сформулированной «Системой» – построение высокоэффективного нефтяного бизнеса, для чего предполагается сбалансировать нефтедобычу с переработкой. Через три года нефтяные активы «Системы» должны приносить доходы не меньше, чем телекоммуникационные.

Башнефть

АФК «Система» приступила к созданию новой вертикально-интегрированной нефтеперерабатывающей компании путем объединения башкирских нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в структуру Башнефти. Следующим шагом «Система» в апреле 2010 г. приобрела 49% в РуссНефти, чтобы догрузить существующий у нее избыток перерабатывающих мощностей. Одновременно с этим Башнефть поменяла систему поставок нефти и стала единственным поставщиком нефти на башкирские НПЗ, оттеснив сторонних поставщиков, которые ранее по давальческим схемам получали доходы от переработки сырья. После реформирования системы поставок на башкирские НПЗ (башкирские НПЗ продолжают работать на условиях процессинга) уже в третьем квартале 2009 г., выручка Башнефти выросла по сравнению с предыдущим кварталом на 131%, а чистая прибыль на 184%, в то время как цены на нефть за тот же период увеличились всего на 16%.

В настоящее время уфимские перерабатывающие заводы находятся в хорошем состоянии, суммарная глубина нефтепереработки 86,2% (по данным газеты «Коммерсантъ» средний показатель в РФ составляет 72-74%, а в Европе 92%). К 2013г. глубина переработки составит 91% и все выпускаемое моторное топливо будет соответствовать Евро-4 в 2011г. и Евро-5 в 2012г. Не вызывает сомнения, что планы эти будут исполнены, потому что уже сейчас часть дизельного топлива выпускается класса Евро-5, а автобензин класса Евро-4. Тогда как большинство российских перерабатывающих предприятий по-прежнему нуждаются в модернизации своих производственных мощностей.

Значительно усиливает экономическую эффективность сбалансированное сотрудничество трех нефтеперерабатывающих заводов с «Уфаоргсинтез» (входит в состав Башнефти), выпускающего полиолефины, фенол, ацетон, α-метилстирол.

Некоторые проблемы нефтепереаботки

Существующие мощности по нефтеперарботке в РФ гораздо больше внутренних объемов потребления. Но в тоже время, складывающийся мировой тренд сокращения потребления бензина и дизельного топлива, более широкого использования энергосберегающих и нефтезамещающих технологий, использования гибридных двигателей не может не сказаться на отечественной нефтепереработке.

В то же время ожидается (по данным журнала «Топливный рынок» июнь 2010), что уже в 2011 году мощности первичной нефтепереработки в РФ увеличатся на 20,4 млн тонн в год за счет Туапсинского НПЗ, Нижнекамского НПЗ, Антипинского НПЗ и Яйского НПЗ.

На территории Туапсинского завода «Роснефть» строит установку по первичной переработке нефти мощностью 12 млн тонн в год. «Татнефть» и ТАНЕКО строят НПЗ в Нижнекамске. Ввод в эксплуатацию установки по первичной переработке нефти мощностью 7 млн тонн в год состоится в конце 2010 – начале 2011 года. В дальнейшем, ее мощность, вероятно, будет увеличена до 14 млн тонн в год. Вторая очередь Антипинского НПЗ будет введена в эксплуатацию также в текущем году. В итоге его мощность увеличится с 0,8 до 3,2 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию установки по первичной переработке нефти мощностью 3 млн тонн в год на Яйском НПЗ состоится в 2011 году.

Поэтому будет логично предположить, что существующая структура финансовых показателей НПЗ (и так не оптимальная, в связи со случившимся кризисом) начнет серьезно меняться. Факторами, влияющими на прибыль нефтепреррабатывающих компаний в ближайшем будущем, станут:

• Структура выпускаемых продуктов.

• Наличие покупателей на продукты переработки НПЗ, а также рыночная конъюнктура цен на эти продукты.

• Величина транспортных расходов на транспортировку к потребителю.

• Себестоимость услуг по переработке нефти, которая будет устанавливаться исходя из требуемых операционных затрат и капиталовложений компаний.

В текущем моменте относительная цена, устанавливаемая рынком, на светлые и «чистые» нефтепродукты значительно выше по отношению к более темным фракциям. Важность этого факта для производителя усиливается еще более в свете планов правительства стимулировать спрос на более «чистые» продукты путем дифференцирования акцизов и налогов на бензин и дизельное топливо в зависимости от их качества. Другими словами, для производителя, чем выше качество нефтепродукта, тем ниже ставка налога, выше маржа (при неизменной продажной цене) и тем выше на него (в перспективе) спрос, в том числе за счет потенциальной возможности снижения цены.

Важным показателем в данной ситуации становятся условия сбыта и последующей транспортировки продукции нефтепереработки. Положение российских НПЗ крайне неодинаково. Предприятия, расположенные рядом с незамерзающими портами или сухопутными границами (Туапсе или Кириши), легко могут получить прибыль на экспорте, большинство же расположено в глубине территории и их положение осложнено следующими факторами:

• Значительными расходами на транспортировку готовой продукции. В части светлых продуктов, например, далеко не у всех есть возможность подключиться к дизелепроводу.

• Почти двукратный избыток перерабатывающих мощностей по сравнению с потребностями РФ вынуждают 40-60% товарной продукции экспортировать и главные экспортные товары – мазут, вакуумный газойль (оба относятся к тёмным нефтепродуктам), прямогонный бензин, который используется как сырьё для дальнейших переделов.

Низкое качество автобензинов и дизтоплива не позволяют экспортировать их в качестве готовой продукции. Ограниченный внутренний рынок и нехватка перерабатывающих мощностей ведут к экспорту низко-прибыльных полуфабрикатов.

Существующие подходы

Частично, решить вышестоящие проблемы можно, увеличив глубину нефтепеработки. В нефтеперерабатывающем сообществе сложилось два подхода к путям развития отрасли:

• Традиционное направление. Оно включает в себя использование сложившихся экономических рычагов воздействия на рынок -пошлины, акцизы, налоги. При этом данный подход ориентирован на то, чтобы существенно ничего не менять ни в глубине нефтепереработки, ни в снижении доли полуфабрикатов в товарной продукции. Он ориентирован на то, чтобы направить усилия на возможное увеличение объема переработки и выполнение законодательно закрепленных требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Наиболее последовательно эта позиция представлена компанией ТНК-ВР, планы которой ограничиваются строительством установок изомеризации бензина, реконструкции гидроочистки дизельного топлива, модернизации установки каталитического крекинга, т.е. получением моторных топлив уровня Евро-5, улучшая качество, но, существенно не повышая глубину переработки нефти.

• Другой подход сочетает улучшение качества нефтепродуктов с углублением нефтепереработки за счет снижения выпуска полуфабрикатов и котельного топлива. Лидером этого направления пока является «уфимская тройка». На предприятиях группы «Лукойл» разработана и осуществляется программа повышения качества топлив: строительство трех установок изомеризации бензина, двух гидроочисток дизельного топлива, каталитической депарафинизации с получением зимнего дизельного топлива, алкилирования. Вместе с тем разработана программа углубления: гидроочистка и каталитический крекинг вакуумного газойля (Нижегородский, Волгоградский, Пермский и Омский НПЗ), гидрокрекинг вакуумного газойля (Омский), замедленное коксование (Волгоградский и Омский НПЗ).

Примером второго подхода можно считать усилия Роснефти по углублению нефтепереработки. Даже в кризисном 2009г. на модернизацию было израсходовано 635 млн. долл. В ближайших планах строительство установок гидрокрекинга, каткрекинга и замедленного коксования. Комсомольский НПЗ к 2013г. будет перерабатывать 8 млн. тонн нефти в год с глубиной до 95%. Значительное внимание уделено получению нефтехимической продукции, для чего проводится строительство и реконструкция установок каталитического риформинга.

Некоторые причины потребности в глубокой переработки

По глубокому убеждению автора, в исторической перспективе, будущее за углубленной переработкой нефти. Давайте разберемся в причинах такой убежденности.

Прежде всего, достаточно очевидно, что в перспективе нефть будет дорожать. Оценки возможной стоимости нефти разнятся, но наиболее вероятными можно считать увеличение стоимости на 10 долларов за баррель нефти в год (без учета возможных мировых политических рисков). Причин тому несколько:

• Объем прироста доказанных запасов нефти отстает от темпов добычи.

• Новые запасы требуют для своего промышленного использования значительных капитальных вложений для создания транспортной и добывающей инфраструктур в неблагоприятном окружении (шельфы морей, в т.ч. северных, болота, мерзлота).

• Качественные показатели новых запасов значительно уступают традиционной нефти.

При возрастающей стоимости нефти себестоимость прямогонных дистиллятов, полученных непосредственно из нефти, будет выше, чем себестоимость аналогичных светлых нефтепродуктов, произведенных из гудрона. Поэтому консервативный (традиционный) подход к развитию отрасли, без углубления нефтепереработки, может привести к банкротству в очень короткие сроки.

Более того, тот факт, что в России продолжается рост доли темных нефтепродуктов при росте объема нефтепереработки – вызывает серьезное недовольство правительства. По итогам 2009 года мазут стал самым крупнотоннажным нефтепродуктом в России. Но внутреннее потребление мазута в России снижается. Сегодня потребляется менее 20% объемов его производства. Высвобождающиеся на внутреннем рынке объемы мазута нефтяным компаниям приходится экспортировать. Если 10 лет назад доля мазута в структуре российского экспорта в дальнее зарубежье составляла около 30%, то к 2009 году она возросла до 53%. На совещании в Киришах 2009г. С.Шматко предложил уравнять пошлины на светлые и темные нефтепродукты с тем, чтобы поощрить к экспорту продукцию с большой добавленной стоимостью. В.В.Путин дал поручение профильным ведомствам проработать этот вопрос и внести в правительство соответствующий законопроект. Начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ И.Трунин предлагает с 2011г. начать постепенный переход на единые экспортные таможенные ставки и с 01.01.2013г. установить их на уровне 60% от экспортной пошлины на нефть.

Рассмотрим следующую ситуацию: пусть цена нефти на мировом рынке равняется 75 USD за баррель. Тогда в случае производства предприятием на экспорт 1466 тыс. тонн темных и 2000 тыс. тонн светлых продуктов в год (вполне реальные цифры для Российской действительности) только на таможенных платежах предприятие потеряет около 65 млн. USD. Предполагаемое изменение таможенных платежей представлено в таблице.


Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/b2b-group/b2b-group.ru/docs/hellcore/module/template.module.php(594) : eval()'d code on line 26

Курс: 1 USD = 30 руб.

Даже без учета вполне возможного удорожания нефти к 2013 году до уровня 100 долл./бар. и соответствующего роста экспортных пошлин на нефтепродукты до 200 долл./т., картина совершенно нерадужная. Потери от выравнивания пошлин можно превратить в доходы только при глубокой переработке нефти.

Так, для НПЗ мощностью 8 млн.т./год на основе углубления переработки с 72 до 95% только на разнице пошлины и увеличении объема экспорта светлых продуктов можно заработать дополнительно около 2,8 млрд. руб./год. Любая схема с экспортом полуфабрикатов (например, вакуумного газойля) приведет к потере прибыли от роста пошлин. Так, если при полной переработке гудрона не строить, например, гидрокрекинг, а продать вакуумный газойль, не используемый в установках каталитического крекинга, прибыль снизится только на пошлинах на 2,4 млрд. руб./год.

Краткие выводы

Очевидно, что проводимые АФК «Системой» преобразования направлены на повышение прибыльности и доходности Башнефти. Но помимо решения сиюминутных финансовых задач (которые, так или иначе, решают все игроки этого рынка независимо от используемых подходов) похоже, что «Система» сделала ставку на перспективу.

Можно предположить, что позиция «Системы» достаточно продумана, по нескольким причинам. Так, например, можно предположить, что, решая задачу минимизации количества сернистой тяжелой нефти из региона работы «Русснефти» и «Башнефти» в системе «Транснефти», компания повышает качество смеси Urals и понижает дисконты к Brent не из чисто альтруистических побуждений.

Или то, что, активизация Роснефти по реконструкции своих активов подтверждает серьезность намерений правительства по развитию нефтепереработки и изменению налоговых рычагов. Отставание от лидирующих компаний приведет к тому, что в какой-то момент экспортные трубопроводы чистого дизеля будут заняты, а это дополнительные убытки на логистике.

В любом случае, по всей видимости, для того, чтобы получить выигрыш на среднесрочной перспективе необходимо иметь в виду, что углубление нефтепереработки за счёт висбрекинга вакуумного остатка и гидро- или каталитического крекинга вакуумного газойля безусловно лучше, чем простая перегонка, но это позволяет обеспечить только 71-73% глубины переработки. А расчеты показывают, что это не обеспечивает выживания, особенно в период циклических кризисов, характерных для нынешней экономики.

Поэтому чрезвычайно важное значение приобретает выбор технологических установок, позволяющих экономически выгодно углубить нефтепереработку и повысить качество нефтепродуктов до мирового уровня. Этот выбор во многом определяется конкретными условиями работы НПЗ, его сложностью, в силу чего будет практически индивидуален и это тема другой работы.

Стоит заметить, что выбранная стратегия «Системы» не полностью учитывает складывающиеся тенденции на мировых рынках потребления нефтепродуктов. Очень возможной тенденцией ближайших лет станет увеличение объемов выпуска сырья для производств нефтехимии, чья продукция более высокого уровня переделов имеет гораздо больший спрос, а значит и маржу. Более того, очевидно, что спрос на продукцию нефтехимии не будет сокращаться, в отличие от спроса экономики западной Европы на различные виды моторных топлив. По всей видимости, именно складывающаяся тенденция серьезного сокращения потребления моторных топлив заставляет выставлять достаточно современные нефтеперарбатывающие активы в западной Европе на продажу. Поэтому углубление уровня переработки нефти в вертикально-интегрированной нефтеперабатывающей компании - это требования сегодняшнего дня. По всей видимости, стратегия должна уже включать потребность в собственной нефтехимии.

Станислав Тульчинский tulchinsky@b2b-group.ru

mail@b2b-group.ru

Создание сайта —
студия BlackBox
Copyright © b2b-group При копировании информации, ссылка на источник обязательна. Полное либо частичное копирование информации с этого сайта на другие ресурсы разрешено только при наличии видимой ссылки на наш сайт.