Инновации в управлении


Сейчас много говорится об инновациях… Чиновники ездят учиться заграницу, партийцы на своих собраниях придумывают хитрые комбинации как бы заполучить последние технические разработки с Запада, премьер обещает не пожалеть никаких средств на строительство заводов по производству инновационной продукции… Но не кажется ли вам, что все это как-то далековато от нас? Все эти новости касаются, в основном, единичных компаний и организаций, которые будут охвачены этим потоком чего-то космически нового, призванного волшебным образом изменить нынешнюю реальность… А ведь есть сфера, которая непосредственно касается всех нас, и которая ближе, чем мы можем себе представить, и там инновации требуются больше всего. Но начнем с определений того, что же такое «инновации» - согласно общепринятым понятиям и, например, определению из Википедии, это «новшество, обладающее высокой эффективностью». Там же мы можем прочитать, что «инновации – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы».

Давайте представим себе обычное предприятие, как правило, оставшееся на плаву с советских времен, производящее сложную техническую продукцию (таких немало в Самарской области и по всей России). И вот на это производство пришел работать какой-нибудь талантливый молодой специалист, которому удалось разработать некое нововведение. Он обращается со своей идеей к начальству, и что, скорее всего, происходит дальше? Скорее всего, как многие догадались либо из личного опыта, либо благодаря эрудиции и кругозору, ничего у этого специалиста не выйдет. В лучшем случае, похлопают по плечу и разрешат самому добиться реализации данной идеи. И будет наш специалист ходить по кабинетам заводоуправления, по цехам и проч., пытаясь собрать все необходимые подписи и разрешения. И даже если его энтузиазма и напора хватит на то, чтобы пробить все барьеры, то реализация нововведения займет еще время и неизбежно вызовет сопротивление части сотрудников, и соответственно эффект, если и будет получен, то менее потенциально возможного. Вот и получается, что технические инновации разбиваются о дремучую корпоративную культуру, архаичную систему управления, в которой эти самые инновации не приживаются.

И, к сожалению, отсутствие управленческих механизмов стимулирования и поддержки инициатив работников не единственная проблема для большинства компаний и предприятий. Даже если представить себе, что руководство компании решит организовать, например, специальный комитет по рационализаторству, или учредить премии за особо удачные идеи, или любым другим способом попытается дать понять персоналу, что его инициативы приветствуются. Очевидно, что в условиях общей низкой заинтересованности в успехе своего работодателя, непонимания его мотивов или несогласия с большей частью решений, которое принимает руководство, вряд ли наличие премий даст существенный рывок по инновационным идеям. Таким образом, можно утверждать, что инновации в российских компаниях и на производстве должны начинаться с инноваций в менеджменте. А что же это такое?

Инновации в менеджменте

Не решив проблем связанных с отсутствием видения у сотрудников компании целей, заинтересованности в ценностях компании, контроля и мотивации, не создав «живую» культуру в компании, реально ориентированную на своих клиентов и качество продуктов или услуг, невозможно перейти к инновациям в производстве. И дело не только в том, что любые инновации нельзя внедрить и успешно развивать приказом «сверху», скорее стоит заметить, что только участие всей компании, удачное соединение инноваций в технологиях и управлении позволяет получить уникальные (и оцененное клиентами) предложения. В свою очередь это позволяет добиться не просто внедрения какой-то новой заморской диковины, а подлинного экономического успеха для компании, отрасли.

Для начала необходимо вспомнить, что инновация – это не только новый продукт или услуга. Инновации можно и нужно использовать на всех уровнях бизнеса – в продуктах, процессах, стратегии развития. Многие компании добились темпов роста выше среднего без единого нового продукта или услуги – исключительно за счет инноваций процесса и стратегии.

Среда управления

Большинству управленцев хорошо известны инструменты, пришедшие к нам из опыта наиболее успешных предприятий. Список этих инструментов достаточно велик: управление по целям, стратегическое планирование, бережливое производство, управление проектами, система управления качеством и др. Наверняка многие либо пытались внедрить у себя, либо слышали истории о внедрении одного или нескольких подобных механизмов. И практика такого внедрения не всегда была успешной, не всегда получался тот результат, на который рассчитывали.

Как правило, дело в том, что один или два отдельно взятых управленческих инструмента не могут решить все те задачи, которые, как в тесном клубке, переплетаются на любом предприятии, в любой компании. Управление сложными социально-производственными системами требует применения многих инструментов, комплексного подхода, который впоследствии требует еще и тонкой настройки. И тут мы подходим к такому понятию, как системный подход в управлении. Несмотря на то, что большинство из нас воспринимает этот термин скорее как расхожий штамп из серии «экономика должна быть экономной», системный подход в менеджменте – это не набор каких-то принципов для менеджеров, а способ мышления руководителей и собственников по отношению к организации и управлению ( www.managment.aaanet.ru/osnovi/16.php ). Смею думать, что далеко не многие руководители знают об этой реально существующей практике управления, и еще меньше имеют опыт ее успешного применения. Основная причина, как правило, сводится к тому, что применяемые самыми продвинутыми менеджерами решения концентрируются на отдельных подсистемах, которые осуществляются в каждой организации департаментами, подразделениями и отделами. Но только видение организации как единого целого – открытой системы, взаимодействующей со своим окружением (рынком, конкурентами, государством, сотрудниками, обществом) и, конечно, способность согласованно и целенаправленно воздействовать на все свои составные части для достижения поставленных целей дает реальный ощутимый результат и многократно усиливает действие отдельных инструментов. В компаниях, где применяется системный подход к менеджменту, проблемы с инновациями не существует, поскольку инновации и управление ими входит в их ежедневную текущую деятельность.

Что дальше?

С чего же стоит начать, если вы всерьез задумались о системном подходе к управлению, повышению эффективности своей компании и результативном использовании инновации в вашей компании?

С топ-менеджеров. Топ-менеджеры должны быть готовы возглавить реализацию новой стратегии, ориентированной на использование инноваций, а также преодолевать сопротивление изменениям. Топ-менеджеры, решившие создать в компании Инфраструктуру для использования инноваций, начинают со следующих шагов:

1. Формулируют амбициозную долгосрочную цель, например, вырастить успешную, динамично развивающуюся компанию, лидера рынка, и определяют поэтапный план достижения этой цели;

2. Продумывают длительную программу изменения корпоративной культуры в компании, которая должна измениться для соответствия тем целям и ценностям, которые решила достичь компания. Например, переориентацию корпоративной культуры на соответствие бизнеса максимально полному удовлетворению потребностей и желаний своих клиентов за счет обновления своих продуктов и бизнес-процессов. Достигнуть таких целей простым изменением процессов в компании будет достаточно сложно, так как вряд ли получиться в регламенте описать для каждого сотрудника компании, что такое быть клиентоориентированным. Ориентация на клиента должна стать, в этом случае, частью корпоративной культуры, частью повседневной бизнес-практики, того, как «обычно делаются дела». Следующим шагом необходимо начать реализовывать эти решения в жизнь, регулярно отслеживая изменения, корректируя программу в своем движении к цели;

3. Перестраивают бизнес-процессы компании с целью достижения максимальной эффективности работы сотрудников, повышения уровня их мотивации и вовлеченности;

4. Создают особый климат в компании и специализированную систему, которая будет собирать, сортировать, дорабатывать и реализовывать новые идеи. Эта система, прежде всего, должна будет способствовать вовлечению всего коллектива компании в поиск новых возможностей, реализацию их и доведение до своих потребителей.

Безусловно, что такая корпоративная культура и инфраструктура не создается за неделю или за месяц. Из опыта автора, формирование инновационно-ориентированной инфраструктуры и инновационно-дружественной корпоративной культуры занимает в лучшем случае не меньше года. Каждое из направлений представляет собой огромный пласт работы, прежде всего управленческой, на которую в большинстве компаний, с которыми мы знакомы, просто нет времени из-за полной погруженности менеджеров в текущее оперативное управление, да и из-за отсутствия необходимых навыков тоже. Однако, если думать не только о текущем моменте, но и о завтрашнем дне, если понимать, что конкуренция будет только расти, а не уменьшаться, если реально заботиться об интересах акционеров и клиентов, то переориентация деятельности компании на инновационно-ориентированную модель становится насущной необходимостью. И тогда время кризиса можно рассматривать не только как катастрофу, а как возможность запустить процессы обновления, которые позволят компаниям не только выжить, но и подойти более конкурентоспособными к моменту его завершения, и самое главное, зарабатывать больше и дольше, чем раньше.

Заключение

Обобщая выше сказанное, если заниматься систематическим и грамотным совершенствованием управленческой деятельности, развитием корпоративной культуры, то переход на инновационную модель ведения бизнеса в рамках одного предприятия станет не чем-то далеким, нереальным, из области высоких технологий. Тогда вдруг станет очевидным, почему ваши конкуренты более успешны, почему ваши продукты так неважно продаются. И самое главное, найдется миллион предложений, которые позволят все изменить к лучшему. Инновации сами придут к вам и станут частью вашей повседневной жизни, меняя ее на ваших глазах. И для этого не придется покупать какие-то волшебные инновационные решения за границей,искать супер-менеджеров и«волшебных» супер-продавцов. Все в ваших руках. Нужно только захотеть.

Журавлева Полина tulchinsky@b2b-group.ru

Обсудить на форуме.

mail@b2b-group.ru

Создание сайта —
студия BlackBox
Copyright © b2b-group При копировании информации, ссылка на источник обязательна. Полное либо частичное копирование информации с этого сайта на другие ресурсы разрешено только при наличии видимой ссылки на наш сайт.